Вымирали целые города: три древние инфекции, которые мы не смогли победить до сих пор
Какой бы продвинутой ни была современная медицина, эти смертельные болезни, известные еще с древних времен, ежегодно поражают тысячи и даже миллионы людей.
Борьба с инфекциями не закончится никогда. Пока наука работает над вакцинами и лекарствами, вирусы и бактерии эволюционируют, создавая новые виды инфекций. Какие-то из них удается победить, другие продолжают уносить человеческие жизни.
Вот три инфекции из древних времен, которые все так же опасны для населения нашей планеты.
Чума
Первые упоминания: 541-750 годы. В это время бушевала Юстинианова чума — так ее назвали в честь правившего тогда византийского императора Юстиниана I. Считается, что чума появилась в Египте, далее распространилась на восток Средиземноморья, Европу и Ближний Восток.
Эта инфекция была одной из самых разрушительных в истории. Она унесла жизни около 50 млн человек — каждого четвертого жителя планеты.
«В VI веке Юстинианова чума стала основной причиной упадка Римской империи. В странах Средиземноморья вымирали целые города. Население восточной части Римской империи сократилось более чем в два раза», — рассказывает изданию академик РАН, профессор Юрий Лобзин.
С новой силой чума вернулась в средние века. В ту пандемию болезнь назвали «черной смертью». В середине XIV века чума охватила сразу несколько континентов. В Европе, Азии и Африки «черная смерть» унесла почти треть населения.
Появилась чума в Золотой Орде — государстве на территории Средней Азии, современного Казахстана, Сибири и Восточной Европы. Из Орды по торговым путям болезнь распространилась в Крым, Константинополь и далее по Европе, а затем попала и в Россию.
Третья пандемия началась в 1855 году, а закончилась только в 1920-х. Ту чуму назвали азиатской, так как пришла она из китайской провинции Юньнань. Далее с корабельными крысами чуму «доставили» в Индию, где от инфекции умерло 12,5 млн человек. После Индии болезнь вспыхнула в Юго-Восточной Азии, Африке, Северной и Южной Америке.
Огромный вклад в борьбу с чумой внес российский микробиолог Владимир Хавкин. В конце XIX века он создал первую вакцину от чумы. А в 1947 году советские врачи первыми в мире успешно применили для лечения чумы в Маньчжурии антибиотик стрептомицин.
Возбудитель чумы — бактерия Yersinia pestis, которая живет в организмах грызунов, диких и домашних животных. К сожалению, окончательно победить страшную инфекцию не удалось. По словам ученых, ежегодно в мире регистрируют около 2,5 тысячи новых случаев.
Менингит
Первые упоминания: V–IV века до н. э. О воспалении мозговой оболочки и его симптомах впервые заговорил Гиппократ. А во II–I веках до н. э. древнеримские врачи Аретей и Цельс зафиксировали первые вспышки менингита. Называли болезнь по-разному — тонущим тифом, пятнистой лихорадкой.
Лишь спустя столетия, в XVIII веке швейцарские врачи Гаспар Вассо, Андре Мэтти и Элиза Норс открыли механизм развития инфекции. А в XIX веке немецкий терапевт Генрих Квинке описал его диагностику. Он же в 1890 году сделал первую люмбальную пункцию, чтобы спасти умиравшего от менингита мальчика.
В эпоху Нового времени первая вспышка менингита случилась в Женеве в 1805 году. А чуть позже несколько случаев болезни зафиксировали в Европе и США. Самая массовая эпидемия менингита была в 1905–1908 годах в Нигерии и Гане, унесшая огромное количество жизней.
В 60-х годах XX века американские ученые создали первое поколение вакцин против менингококкового менингита. В 1972 году работа над вакциной началась в Московском НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Г. Н. Габричевского.
Возбудителями инфекции могут быть самые разные бактерии. Поэтому универсальной вакцины от менингита, которая защитила бы от всех патогенов, нет до сих пор.
«Чаще всего инфекцию вызывают Streptococcus pneumoniae, Haemophilus influenzae, Neisseria meningitidis (N. meningitidis), которые передаются от человека к человеку воздушно-капельным путем с выделениями из дыхательных путей или гортани заразного больного, — сообщают эксперты ВОЗ. — Всего выявлено 12 серогрупп N. meningitidis, шесть из которых (A, B, C, W, X и Y) могут вызывать эпидемии менингококкового менингита».
В наше время менингококковый менингит по-прежнему бушует в Африке. Почти каждый год там заболевают от 25 до 200 тысяч человек. Так, в прошлом году в одной только Нигерии, по данным ВОЗ, за полгода было зарегистрировано 1686 случаев менингита, включая 124 летальных исхода.
«Наибольшее количество случаев заболевания наблюдается в так называемом „менингитном поясе“ Африки, который простирается от Сенегала на западе до Эфиопии на востоке», — говорит главный внештатный специалист эпидемиолог Минздрава РФ Роман Полибин.
Малярия
Первые упоминания: 2700 год до н. э. Жертвами малярии были Тутанхамон, святой Августин, поэт Джордж Байрон. А впервые о малярии заговорили в Древнем Китае, где также открыли первое средство от этой болезни. Полынь однолетняя оказалась эффективной в борьбе с самой опасной малярией — тропической.
О малярии писали египетские врачи, а также древнегреческие — Гиппократ и Эмпедокл. На Руси инфекцию называли «бледнухой», «трясухой» и «мертвячкой».
«В первом веке нашей эры тропическая малярия появилась в северном Средиземноморье, что привело к запустению поселений в южной части Апеннинского полуострова, — говорит Юрий Лозин. — Из-за малярии эти районы Северной Италии оставались покинутыми и заброшенными едва ли не до начала XX века».
По словам ученого, именно тропическая малярия в начале новой эры привела к быстрому упадку греческой цивилизации.
В наши дни малярией ежегодно болеют от 300 до 500 миллионов человек более чем в 100 странах мира. Каждый год более миллиона детей умирают от этой инфекции. И хотя чаще всего малярия встречается в тропиках, заразиться ей можно и в других регионах.
«Уже 60 лет в России малярия ликвидирована, но ежегодно регистрируются завозные случаи. К примеру, в 2020 году зарегистрировано 57 завозных случаев малярии,в январе-феврале 2021 года выявлено еще четыре новых завозных случая, — Роспотребнадзор. — Завоз малярии происходит как российскими гражданами, так и коренными жителями эндемичных стран, в том числе гражданами Африки, Индии, Афганистана, Пакистана, Кореи».
В октябре 2021 года ВОЗ одобрила первую вакцину от малярии для широкого применения у детей. Однако препарат не одобрен в России.
«Если вы едете в зону, неблагополучную по малярии, вам необходимо принимать противомалярийный препарат и защищаться от комаров с помощью репеллентов и закрытой одежды», — говорят специалисты Роспотребнадзора.